В школе ведется работа по сохранению физического и психического здоровья учащихся. Формы работы по данному направлению: введение дополнительных занятий двигательной активности, динамических перемен, формирование здорового образа жизни во время уроков, на классных часах, внутришкольных мероприятиях; физкультурные минутки на уроках в начальной школе и в основной школе; динамическая пауза в 1-х классах; выполнение профилактических мероприятий (профилактика ОРВИ, нарушений осанки и т.д.); соблюдение санитарно-гигиенических норм; горячее питание обучающихся, совместная работа учителей, учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни.
В образовательном учреждении созданы условия не только получения школьниками основ теоретических знаний по предметам учебного плана, но и для получения ими практических навыков. Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты, в которых ведущая роль отводится практическим работам (кабинет физики, кабинет химии, кабинет информатики).
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
• Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
• Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
• Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
• Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
• Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
• Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Принципы использования средств обучения
• учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
• гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
• учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
• сотворчество педагога и обучающегося
• приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития школы.
Специально оборудованные учебные кабинеты
ОГАОУ «Губкинская СОШ с УИОП» Белгородской области расположена в трехэтажном здании. Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно - кабинетной системы, для чего используются 34 учебных кабинетов, компьютерный класс, спортивный зал, библиотека, мастерские.
Все учебные кабинеты могут быть использованы для организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническое оснащение и оборудование учебных помещений соответствует Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для успешной реализации теоретической и практической частей основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В кабинетах есть все необходимые средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническое оснащение и оборудование учебных помещений соответствует Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и являются приспособленными для успешной реализации теоретической и практической частей основных общеобразовательных программ детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В кабинетах созданы все необходимые условия для обучения и воспитания учащихся, в том числе детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школьная библиотека – учреждение культуры, досуга и неформального общения подрастающего поколения, которая способна посредством книги содействовать процессу социальной адаптации детей, имеющих проблемы со здоровьем. В библиотеке дети с ограниченными возможностями могут получить навыки культуры общения со сверстниками, проявить свои творческие способности, заполнить свой досуг, заняться дополнительным образованием.
Задачи школьной библиотеки – имеющимися средствами, и прежде всего информационными ресурсами, способствовать вхождению детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
В школе имеется библиотека оснащённая персональным компьютером, читательскими местами, медиатекой, выходом в интернет.Библиотека школы обеспечивает для учащихся, в том числе инвалидам и учащимся с ОВЗ, доступ к информации, к знаниям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях, обучает поиску, отбору информации.
Учащиеся школы, в том числе инвалиды и дети с ОВЗ, могут:
1.Получить консультацию библиотекаря по вопросам выбора литературы.
2. Подготовиться к уроку или внеклассному мероприятию, написать реферат, воспользоваться информацией на самых разных носителях.
3. Проверить свои знания по школьным предметам, подготовиться к тестированию.
4. Принять участие в литературных играх и конкурсах, познакомиться с книжными выставками.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения занятий по физической культуре используются спортивный зал и спортивные сооружения на территории школы. Объекты спорта не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ по причине не востребованности и отсутствия запросов.
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ОГАОУ «Губкинская СОШ» Белгородской области имеются в наличии следующие средства обучения и воспитания:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, раздаточный материал);
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные (учебные презентации, учебные фильмы и др.);
- наглядные (плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации и др.);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, демонстрационные модели и др.);
- учебные приборы (мобильная естественно научная лаборатория, физические приборы и др.).
Данные средства обучения доступны для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, нет в организации по причине не востребованности и отсутствия запросов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- поручни для инвалидов и лиц с ОВЗ – есть
- кнопка вызова для инвалидов и лиц с ОВЗ - нет
Специальные условия питания
Для организации питания учащихся в школе имеется столовая. Обучающиеся 1-11 классов обеспечены бесплатным горячим завтраком.
Обслуживает столовую бригада поваров и технических работников ООО «Фабрика социального питания».
Горячее питание организовано для всех учащихся 1-11 классов, в том числе для детей из малообеспеченных семей, из многодетных семей, а также для детей – инвалидов и учащихся с ОВЗ.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и инфорамционно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На сайте есть функция «для слабовидящих». Доступ к информационно-телекоммуникационной сети обеспечен (условно доступен) обучающимся, в том числе инвалидам и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
В образовательной организации имеются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), к которым обеспечивается доступ всех обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Специальные условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью обучаются инклюзивно по основным или адаптированным образовательным программам.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Отсутствуют (не используются).
Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация альтернативной формы предоставления образовательных услуг — индивидуального обучения/обучения на дому.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат отсутствуют.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Общежитие и интернат отсутствуют.
Нормативно-правовой раздел